Жизнь любого человека в той или иной степени насыщена общением, контактами. Форма и содержание коммуникации, безусловно, отличаются в зависимости от конкретной ситуации. Так, это может быть как приятное дружеское общение, так и абсолютно четкое, деловое.
Сегодня остановимся на последнем и обсудим некоторые тонкости этого процесса.
Совещание, собеседование, переговоры, знакомство на высоком уровне – все это примеры деловой коммуникации. Это отнюдь не стихийное и спонтанное действо, а грамотно выстроенный процесс с четкой структурой. Он организован по определенным правилам не без применения основ психологии. Владение этой информацией и есть ответ на вопрос – почему, например, одни переговоры завершаются успешно, а другие – провально.
Обозначим ключевые моменты.
Начнем с того, что целью переговоров является заключение компромисса. Классически, они предназначены для достижения договоренностей, удовлетворяющих интересы всех сторон. В результате чего участники процесса приходят к согласию, соглашению.
Каким же образом это достигается?
Во-первых, важно стремиться услышать позицию собеседника/оппонента, уважительно относиться к его требованиям, быть максимально дипломатичным, не забывая при этом про личные амбиции. Демонстрируя заинтересованность, внимательность и эмпатию, вы сможете максимально расположить к себе партнера и перейти в более доверительное русло.
Во-вторых, не нужно переходить на личности и примешивать субъективный фактор в деловое общение. Вместо этого важно провести разграничительную черту между предметом обсуждения и его участниками. Ошибочно отождествлять позицию, которую занимает ваш партнер по переговорам, с качествами его личности, особенно, если эти качества вам далеко не симпатичны.
Во-третьих, есть совершенно четкие правила этики делового общения, которые вкупе с культурой и манерой речи, умением строить диалог и аргументировать свою позицию помогают достичь желаемых результатов. Здесь важны как вербальные, так и невербальные способы коммуникации и передачи информации. К вербальным относятся спокойная и размеренная речь, без повышенных тонов и нецензурной лексики.
Что касается невербального пути, то здесь ситуация гораздо сложнее. Мимика и жесты, положение головы и тела, зрительный контакт и улыбка – все это помогает создать образ уверенного в себе человека, достойного оппонента. Залогом успешного делового общения станет использование таких нехитрых приемов, как обращение к собеседнику по имени, тонкие ненавязчивые комплименты, доброжелательный настрой. Эта целая наука, постичь которую – нужно приложить определенные усилия.
Нет сомнений, что психологический аспект играет одну из ключевых ролей в деловом общении. Но его результат обусловлен в большей степени тщательной подготовкой, тактикой и стратегией, четким планированием. Если вы действительно заинтересованы в успехе вашего дела, то стоит углубиться в изучение вопросов деловой коммуникации и уделить должное внимание как содержательному компоненту, так и работе над своей личностью в целом.
Успехов вам и продуктивного дня!